- Каково текущее состояние отрасли производства соков в России?
Общий объем производства соков, нектаров, морсов и сокосодержащей продукции за 2022 год составил 2 млрд 184 млн. литров. Это минимальное значение за все время наблюдения, которое ведется Союзом с 2010 года. Пиковых показателей роста российская индустрия достигла в 2011 году, тогда было произведено более 3,1 млрд литров соковой продукции. Однако последние 10 лет на рынке наблюдается падение объемов производства, которое игроки связывают с целым рядом негативных экономических факторов. Несмотря на небольшую стабилизацию в 2020-2021 гг., в 2022 году опять наблюдалось значительное снижение – по данным СОЮЗНАПИТКИ, падение производства соковой продукции в России за 2022 год составило 14%. Для преодоления этого беспрецедентного вызова производителям необходима поддержка со стороны государства и, в первую очередь, это касается снижения административных барьеров и минимизации рисков дополнительных финансовых потерь для производителей. Так, значительный блок издержек может быть связан с введением маркировки КИЗ на соковую продукцию.
- Какие проблемы стоят перед производителями соков в настоящее время?
Индустрия напитков России в 2022 году была поставлена перед новыми серьезными вызовами. В условиях санкций российские производители столкнулись с ростом цен на сырье, упаковочные материалы и оборудование, произошел разрыв существующих логистических цепочек поставок, вынужденно меняются отлаженные бизнес-процессы. В складывающейся экономической ситуации индустрия напитков является одной из наиболее уязвимых сфер пищевой промышленности, что обуславливается возникшими серьезными проблемами в части закупки сырья, компонентов и упаковки, в том числе иностранного производства, а при сохранении негативных экономических тенденций в перспективе ближайших лет, по оценке экспертов, возможны такие негативные последствия, как повышение стоимости продукции, снижение спроса и, соответственно, объемов производства, и далее – прекращение работы части предприятий, сокращение инвестирования в индустрию напитков.
Не первый год существует проблема с сырьем для производства апельсинового сока и в данный момент мы наблюдаем обострение этой ситуации. Существует риск не только удорожания сырья, но и перебоев поставок концентрированного апельсинового сока на рынок России. Для российских производителей ситуация усугубляется еще и тем, что в данный момент затруднены поставки сырья из ряда недружественных стран, поэтому рынок сырья из Южной Америки (в первую очередь, Бразилии) очень важен для нас. При этом в данном регионе в сезоне 2022/2023 гг. наблюдаются погодные факторы – частые дожди, относительно низкая температура воздуха, негативно сказывающиеся на урожае. Также до сих не преодолено массовое заболевание апельсиновых деревьев, длящееся уже долгие годы, и которое также влияет на урожайность. В целом, эксперты говорят о снижении урожайности на 9% от изначально прогнозируемой. Индустрия напитков выступает за снижение до 0 пошлины на апельсиновую клетку, которая используется при производстве различных апельсиновых напитков. Это позволит минимизировать существующие риски, проводить более сбалансированную торговую политику и обеспечить российских потребителей недорогой соковой продукцией. Важно отметить, что апельсиновый сок является одним из самых популярных в России и уступает первенство только яблочному соку, а апельсиновая клетка является источником пищевых волокон, необходимых человеку.
- Какие меры принимаются для развития отрасли и поддержки производителей соков?
Государство поддерживает ряд программ по развитию плодового садоводства. Главная цель этой работы – усиление аграрного кластера по выращиванию фруктов на территории России. Это напрямую связано не только с обеспечением потребителей свежими фруктами, но и с наращиванием сырьевой базы для производства соковой продукции. К примеру, на текущий момент производители соковой продукции вынуждены закупать значительную часть сырья в других странах. При этом многие популярные виды сырья для соковой продукции (кроме яблок, это еще и персики, виноград, абрикосы, груша, вишня и другие ягоды) климатические условия позволяют производить в России. Для этого, кроме поддержки садоводства, необходима государственная поддержка переработчиков плодов.
- Какие планы на будущее у Союзнапитков для развития отрасли?
Наша деятельность, в первую очередь, направлена на гармонизацию рынка соков, воды и напитков, создание дополнительных возможностей для развития индустрии. За последние годы выросла не только административная, но и финансовая нагрузка на индустрию. В качестве примера можно привести введение маркировки КИЗ на все виды соков, воды и напитков. Это нововведение потребовало от производителей не только дополнительных административных ресурсов, но и значительные материальные вложения в виде покупки оборудования и затрат на коды маркировки. Еще одним видом нагрузки на индустрию стало введение с 1 июля 2023 года акциза на сахаросодержащие напитки. В этих условиях, Союз будет прикладывать все усилия для минимизации текущих рисков, снижения нагрузки на предприятия и создания дополнительных возможностей по поддержке индустрии со стороны государства.
Кроме этого, в данный момент мы наблюдаем процесс трансформации индустрии напитков, часть брендов исчезла с полок магазинов, появляются новые, которые занимают свою долю рынка. Обеспечение качества продукции на рынке является ключевой задачей для добросовестных производителей, а контроль качества продукции в рамках систем саморегулирования СОЮЗНАПИТКИ – важнейшим направлением работы союза.
- Какова роль инноваций в развитии производства соковой продукции?
Роль инноваций, безусловно, имеет большое значение, и это касается как традиционных продуктов, так и новинок.
Если мы говорим про соковую продукцию, то эта индустрия традиционно является одной из самых инновационных. Ежегодно на рынке выходят десятки полезных продуктов, имеющих в своем составе сок. По мнению ФИЦ питания и биотехнологии, именно соковая продукция наиболее перспективна для обогащения необходимыми человеку витаминами, минералами, биологически активными веществами, пищевыми волокнами. И таких продуктов становится на рынке все больше. Одним из активно развиваемых инновационных направлений является снижение содержания сахара в соковой продукции, что отвечает трендам ЗОЖ. Речь идет не только о снижении содержания добавленного сахара в нектарах и напитках, но и о снижении содержания природных сахаров непосредственно в соках. Уже несколько лет ведутся разработки технологий по извлечению сахаров из соков с сохранением вкусовых качеств исходного продукта. Такие соки с пониженной калорийностью должны уже скоро появиться на рынке.
- Какие вызовы и возможности представляет для отрасли переход к более экологически чистым технологиям производства?
Индустрия производства соковой продукции в России является одной из самых высокотехнологичных в мире. За 30 лет существования российские компании смогли перенять лучшие мировые практики и оснастить производства самым современным оборудованием. Высокий уровень технологизация отражается и на вопросах экологии. В российской индустрии напитков используются самые современные и удобные виды упаковки, а сами производства ориентируются в своей работе на снижение экологического следа и использование новейших практик.
При этом у производителей остаются вопросы и опасения относительного новых параметров закона о Расширенной ответственности производителей (РОП). В первую очередь это касается стремительного повышения ставок платежей и ограничение института самостоятельного выполнения обязательств РОП.
- Какие перспективы есть для экспорта российских соков?
Традиционно основным рынком сбыта российских соков является рынок ЕАЭС и в первую очередь это страны Средней Азии и Республика Беларусь. Важно отметить, что потенциал этого направления еще не исчерпан и здесь, при благоприятных условиях, можно рассчитывать на увеличение товаропотока.
Есть и отдельные проекты, направленные на развитие этого направления. К примеру, при поддержке Агроэкспорта разработана стратегия продвижения российских напитков на целевых рынках. Одним из главных направлений для экспорта российских напитков рассматривается Китай. В рамках этой работы будет запущена новая модель продвижения «Зонтичного бренда» российских напитков на базе СОЮЗНАПИТКИ. Союз принимает активное участие в формировании дорожной карты по выводу целевых категорий безалкогольных напитков на рынок Китая. Эта работа будет связана с мерами по увеличению объемов продаж, расширению сети деловых контактов, продвижению зонтичного бренда в социальных сетях и диверсификации зонтичного бренда. Также в рамках данной работы разработаны меры поддержки российский экспортеров соковой продукции, безалкогольных напитков и минеральной воды
- Какие факторы влияют на спрос соковой продукции в России и за рубежом?
Основная причина колебания спроса – это цена. В последние годы наметился тренд на рост цены соковой продукции в России, поэтому во многом мы продолжаем наблюдать картину снижения производства и потребления соковой продукции в целом. Рост цены в свою очередь обусловлен рядом других объективных факторов: колебание курса валют, рост стоимости сырья, оборудования и компонентов, упаковки. Несмотря на серьезный спад производства и потребления в РФ за последние 10 лет, индустрию производства соковой продукции можно охарактеризовать как развитая и перспективная. Созданный производственный кластер, отлаженная логистика и высокие технологии являются надежным базисом и в случае изменения экономической ситуации, индустрия сможет начать расти. В части спроса за рубежом важной задачей также является гармонизация законодательных требований в разных странах.
Безусловно, есть и другие факторы, влияющие на спрос, например фактор сезонности или трансформации вкусовых предпочтений потребителей. Однако они имеют меньшее значение чем цена.